3DГАУК «ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ «АИСТЕНОК» г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 32 (3952) 25-19-64, 50-59-80
Касса работает: с 10 до 14 и с 15 до 18 час. Суббота, воскресенье – с 10 до 16 час. Выходной – понедельник

Касса: (3952) 25-19-64

Автоинформатор: (3952) 50-59-80

Сказка со вкусом инжира

Сказка со вкусом инжира

В «Аистенке» состоялась премьера спектакля для зрячих и слепых

Кино уже осваивает 4D и 5D форматы, а театр – искусство древнее, подлинное и предельно искреннее, до последнего времени прекрасно обходился зрительными и слуховыми впечатлениями. И вот в Иркутске родился уникальный спектакль, который можно увидеть не глазами. «Как же это возможно?!» — воскликнет всякий испытанный театрал, ведь даже само слово «зритель» предполагает первым условием просмотр действия. Оказывается, в спектакль можно погрузиться прямо изнутри, отказавшись от помощи зрения и нафантазировав всю атмосферу разыгрываемой сказки с помощью звуков, запахов, прикосновений, ощущений движения ветра, изменения глубины пространства, даже колебания опоры под ногами. Тогда все «видимое» можно соткать из собственных ассоциаций, все, что слышится и чувствуется, раскрасить в свои неповторимые цвета, героям придать предпочтительный вид — и в результате действительно оказаться в ином, волшебном, мире превращений и приключений. И при этом он будет абсолютно реален. Невидимые упругие волны будут качать тебя на своей зыбкой поверхности, прохладные брызги проскользнут по лицу, легкий ветер освежит щеки, а дивные восточные сладости растают во рту. Такое пиршество ощущений приготовили для зрячей и слепой публики создатели экспериментального спектакля «Калиф-аист» в Иркутском театре кукол «Аистенок».

Фото Марины Свининой

Приглашенных встречают в холле, всем завязывают глаза и проводят через шумный бомбейский базар к месту представления – на малую сцену. Пока публика гуськом пробирается к зрительским сидениям, их окружает суматоха восточного торжища. «Инжир! Инжир! Сладкий-¬сладкий, спелый-¬спелый!» — выкрикивают бойкие голоса с веселым азиатским акцентом. Тебя толкают и тянут за рукава, суют в руки какие¬-то фрукты, накрывают гладкими тканями, оглушают звоном монет. Наперебой нахваливают свои товары торговцы, блеют барашки, кричат ослы, в воздухе носятся сладкие и острые запахи. Наконец, все дошли до пункта назначения, расселись на красивых узорных подушках. Сейчас начнется чудесная история! А волшебство уже подобралось, оно уже захватило всех без исключения. Маленькое пространство обнимает всех красочным и легким шатром. На крошечной сценической площадке в низенькие диванчики усаживают главных «экспериментальных» зрителей – с завязанными глазами. Они внутри представления, в самой его сердцевине. Сказка будет разворачиваться, петь, танцевать вокруг них, будет по ним ползать скользящей змеей, топтаться птичьими ножками, поднимать шум взмахами больших крыльев, липнуть воздушной паутиной, запрыгивать на руки юркими озерными лягушками, угощать нежданной конфеткой.

Видно, что адресаты тактильных и звуковых эффектов чувствуют себя включенными в упоительную игру. Они чутко вытягивают шеи, ощупывают появляющиеся из ниоткуда предметы, поеживаются от неожиданных касаний, тихонько вскрикивают от невольного испуга, подбирают ноги от воображаемой воды, пытаются удержать встрепенувшуюся в ладонях перепелочку, удивленно улыбаются и радостно смеются. Зрячая публика живо реагирует на все, что вытворяет маленькая актерская компания, но не перестает также следить за «слепыми» участниками событий. Атмосфера игры, баловства, доброго розыгрыша превращает в детей даже взрослых, которые, похоже, давно так живо и раскованно не реагировали на явь, способную столь молниеносно и непредсказуемо менять свои привычные свойства.

Время сказки пролетает быстро. Счастье и просветление на лицах всех, кто побывал у нее в гостях, останется надолго.

Необычный театральный искус свершился как совместный проект «Аистенка» и московской творческой организации «КультПроект» в рамках программы «Театр ощущений». По приглашению кукольников в Иркутск приехали литовский режиссер Каролина Жерните и питерский сценарист Наталья Боренко, чтобы поставить с нашей труппой спектакль для слепых и зрячих по знаменитой сказке Вильгельма Гауфа.

— Мы сами пригласили авторов этого спектакля к нам в рамках большой программы, которая предполагает постановки ведущих режиссеров и художников театров кукол, — рассказывает главный режиссер «Аистенка» Юрий Уткин. – Нам очень интересен этот эксперимент, и мы рады, что нашими гостями стали ребята из областного интерната для слабовидящих № 8. Вы сегодня видели, как в роли слепых попробовали себя зрячие дети. А на первом представлении, а также сегодня на утреннем показе в привилегированных креслах сидели зрители, которые на самом деле ничего не видят. Они гораздо свободнее и живее себя ведут, для них ведь не видеть привычно. Они активно трогают артистов и кукол, обмениваются впечатлениями вслух, совсем не думают, как они смотрятся со стороны. Наши актеры провели огромную подготовительную работу, сами сделали многие предметы реквизита, даже изобрели некоторые музыкальные инструменты, которые звучат в спектакле. Как будут происходить превращения в нашей сказке, как обеспечить незрячим участникам полные ощущения всего происходящего — все это мы придумывали вместе с режиссером¬-постановщиком. У Каролины Жерните это авторская идея, ее личный театральный метод. Это новация, такие постановки есть в Москве, в Вильнюсе, в Набережных Челнах, наша иркутская – пятая. Во всем мире, можно сказать, нет ничего подобного. Мы счастливы помочь детям, лишенным зрения, приобщиться к театральному искусству, узнать и полюбить театр.

— Все началось с того, что я стала искать форму театра¬ утопии, — признается Каролина Жерните. – Еще когда училась в Вильнюсской академии театра и музыки, решилась на попытку создать театр, в котором актер откажется от роли главного персонажа, а станет служить зрителю, вместо того чтобы любоваться собой. И вот пришло в голову создать представление для тех, кто не видит, кто просто так не поймет, что происходит на сцене, если ему не помочь, не уделить внимания дополнительно. Так я поставила свой первый опыт – «Сказки пчелки для шести ощущений», этому спектаклю скоро исполнится пять лет. В Иркутск я попала со своим мастер--классом год назад во время фестиваля кукольных театров «Ковчег». Теперь вот мы вместе переживаем премьеру своей совместной работы. Я очень рада. Мне удивительно легко работалось с иркутянами, все хитрости, все превращения и трюки мы придумывали вместе в ходе репетиций. Актеры работают с невероятной изобретательностью и добрым, солнечным настроением. Результат, на мой взгляд, превосходный, намного лучше, чем я могла надеяться.

Фото Марины Свининой

Довольна итогом эксперимента и автор пьесы – Наталья Боренко:

— Сначала я посмотрела сказку в привычном состоянии, а потом отважилась сесть в «слепое» кресло. Это здорово! Совсем другое восприятие. Ты внутри сказки – и сказка у тебя внутри. Ты можешь сама ее придумывать, «показывать» себе. Включается чувство пространства, внимание обостряется, фантазия словно срывается с цепи. Это интереснейшее, новое и очень ценное переживание. И оно так близко идее, которую мы хотели донести. «От скуки калиф испытывал шок», — поется в нашей финальной песенке. Сейчас люди часто тоже скучают, быстро пресыщаются, требуют все новых и новых пассивных развлечений. А ведь праздник и чудеса внутри нас, надо только не лениться и приглашать их наружу! Каждый сам себе сказочник, когда старается порадовать других.

— Мне ужасно-¬ужасно все понравилось, — делится студентка Иркутского театрального училища Екатерина Шлепатухина, испытавшая на себе роль невидящего зрителя. – Какие картины создает воображение! Как много просыпается чувств! Я действительно погрузилась в гущу апельсиновых садов, перенеслась на юг, вдыхая ароматы пряностей. Я куда¬-то словно летела, потом кружилась, а потом и впрямь качалась на каких-то волнах. Теперь очень любопытно посмотреть спектакль глазами, чтобы понять, как именно транслировались все ощущения. Это настоящее чудо, путешествие в волшебный мир. Мне хочется пережить его еще и еще!

Лучше всех подытожил премьеру один из маленьких зрителей сразу после поклонов. На вопрос актрисы Дианы Бронниковой, как понравился ребятам такой необычный театр, он сказал, выразительно жестикулируя:

— Очень понравился! Этот театр был такой… волшебный, такой… живой!

Марина Рыбак 

Источник: http://baikal.mk.ru/articles/2015/02/17/skazka-so-vkusom-inzhira.html?_utl_t=fb

19.02.2015 08:40
1375

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...