3DГАУК «ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ «АИСТЕНОК» г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 32 (3952) 25-19-64, 50-59-80
Касса работает: с 10 до 14 и с 15 до 18 час. Суббота, воскресенье – с 10 до 16 час. Выходной – понедельник

Касса: (3952) 25-19-64

Автоинформатор: (3952) 50-59-80

Театр кукол «Аистенок» - туда уходит детство.

Замечательный репортаж о закулисной жизни театра «Аистёнок» опубликован 28 марта 2016 года

на сайте ИРСИТИ!РУ: ГОРОД ИЗНУТРИ.

Автор – Валерия Максименко

Фото – Кирилл Фалеев

Театр кукол «Аистенок» - туда уходит детство.

Каждый день проезжая мимо театра кукол, у меня ни разу не возникало мысли, что можно сходить, посмотреть. Оказалось, что очень даже зря!

Старые сказки для новых детей

Здание кукольного театра наверняка известно каждому иркутянину – небольшое, небесно-голубого цвета, оно действительно напоминает кукольный дом, будто создавалось специально для житья-бытья кукол. Но, оказывается, до 1986 года в этом здании был расположен кинотеатр «Мир», а «Восточно-Сибирский театр кукол и марионеток» (такое название было у театра при открытии в 1935 году) целых полвека был разъездным, не имевшим, как говорят театралы, стационара. Но вот уже тридцать лет «Аистенок» - это тот самый кукольный дом, что стоит на Байкальской. Сюда и пришли мы, чтобы посмотреть спектакль и прогуляться по закулисью.

Мое детство прошло не в Иркутске, и в театре кукол я не побывала, его мне заменили школьные спектакли с ширмой и куклами на пальцах. Собственно, так я и представляла себе постановку. Оказывается, это вовсе не так, и на сцене передо мной абсолютно «живые» актеры, то в больших масках, а то и вовсе без них. Ну и конечно, куклы, только совсем не на пальцах. Как уже потом рассказали мне актеры, такой стереотип о театре кукол это нормально: такие куклы, они еще называются петрушками, никуда не ушли - это основа, своеобразный фундамент.

А пока мы еще только подходим к театру, рядом из автобуса прямо-таки сыплются ребятишки-детсадовцы – приехали на спектакль. Пропускаем их вперед, заходим внутрь, а там уже все ожило, дети заполнили, кажется, каждую клеточку, каждый сантиметр, и само здание будто задышало. Взяв штурмом гардероб, под командирские голоса воспитателей, ребята уселись в зале, потихоньку стали замолкать. Осматриваясь, я заметила, что маленькое снаружи, здание театра кажется еще меньше внутри, и когда видишь еще и маленьких зрителей, то невольно создается впечатление, что вокруг все как будто в миниатюре: небольшой зал с креслами, сиденья у которых поднимаются повыше для самых юных, очень компактная, совсем камерная сцена – все это создает особую атмосферу уюта, чувства защищенности.

Поднимается тяжелый, багровый занавес, дети вокруг замирают – начинается спектакль! «Осторожно, коза!» - так он называется. Незамысловатый сюжет: дед с бабкой пригрели у себя вредную козу, чуть не перессорились друг с другом и соседями – медведем и псом –, да вовремя спасла их настоящая, крепкая дружба. Но как иначе смотрят это дети, которым только предстоит всему в этой жизни учиться самим. В почти фольклорный сюжет вдруг вмешивается презабавный рэп козы в сопровождении нижнего брейка от деда, понимаешь - это постановка для современных детей. Хотя горящие глаза, смех, милые, полные непосредственности комментарии по ходу пьесы дают понять, что детство, оно и есть детство. Разве что нас перед началом спектакля не просили выключить телефоны…

Специалисты широкого профиля

После спектакля помощник режиссера Ирина Чернышева через сцену, где уже разбирали декорации, провела нас в гримерку. Там актеры, уже вышедшие из образов, что-то грели в микроволновках, снимали грим, собирались домой. О своей работе они говорят восторженно, много, позабыв обо всех насущных делах. «Это же целая философия, элемент воспитания. Ребенку можно сто раз говорить дома, что нужно сделать, а он пропустит мимо ушей, потому что надоело. А здесь ему то же самое говорят со сцены наши персонажи, и он начинает слышать. А все потому что не зудят, потому что это не мама сказала, а персонаж сказки», - говорит Диана Денисенко, которая еще десять минут назад играла ту самую нехорошую козу. Роман Зорин и Роман Бучек, перебивая и перешучивая друг друга, с гордостью рассказывают о театре, что «Аистенок» это своеобразные бренд, известный от Дальнего Востока до Центральной России, что со всех фестивалей театр приезжает с наградами. «Что мне больше всего нравится в «Аистенке», так это то, что мы всегда в поиске чего-то нового. Например, рассказать спектакль, дать его буквально пощупать – это же здорово!» - говорит Диана. (Спектакль Калиф-аист для слепых, слабовидящих и зрячих зрителей, которым завязывают глаза). «Да, мы же и не только для детей играем, - подхватывает Роман Бучек, - например «Стрелец» абсолютно серьезная, взрослая постановка». А еще не без удовольствия наши собеседники отмечают: они актеры более широкого профиля – учили и сдавали те же дисциплины, что и актеры драмтеатров, но вот кукольники могут больше – вдохнуть жизнь в куклу, ведь кукольный – это театр ожившей материи.

Непростая кукольная наука

От актеров мы спустились в небольшую «каморку» к заведующей постановочной частью и художнику Евгении Шабановой. В этом месте рождаются первые наброски спектаклей, когда встречаются режиссер и художник, разрабатываются декорации, система кукол. Этот волшебный процесс в среднем длится 2-2,5 месяца, но есть и такие спектакли, подготовка к которым достигает чуть ли не года.

Евгения познакомила нас с главными героями театра – куклами. Они прячутся у нее по всему кабинету. Очень аккуратно, как ребенка, достает их Евгения и рассказывает об устройстве той или иной куклы. Оказывается, их существует множество видов: перчаточная, марионетка (а они, в свою очередь, бывают классические - на нитях или штоковые), планшетная (та, которая может с помощью актера ходить по плоской поверхности), кукла-маска, гапитная кукла (гапит – деревянный стержень, с помощью которого актёр управляет головой куклы), а еще мимирующая кукла, ростовая…просто голова кругом! (А я-то со своими куклами на пальцах!) К каждой кукле нужен подход, например, чтобы «пошла» планшетная кукла, иногда нужны руки аж трех актеров. Хотя даже в одиночку управлять куклой очень сложно. Мне дали и планшетную «артистку», и марионетку - ничего выразительного с ними я сделать не могла: куклы требуют предельной концентрации и слаженности действий, при этом они достаточно тяжелые. Уже через пару минут напрягается плечевой пояс, а актеры с куклой от начала спектакля и до конца. С такой работой никакого спортзала не нужно: всегда в форме! Как мне сказали, кукольники раньше других актеров выходят на пенсию из-за сложности работы – порой с тяжелой куклой приходится полспектакля провести в очень неудобной позе.

Все они марионетки

В ловких и натруженных руках

Кукольный театр для зрителя – это яркое представление, эмоции, праздник. А вне этого праздника здесь существует скрытое от аудитории серьезное производство, разделенное на цеха: бутафорский, конструкторский, швейный, столярный. Каждый делает часть большого общего дела – рождения сказки.

В бутафорском цехе нас встретил настоящий творческий процесс: мастерицы корпят над реставрацией кукол. Ведь кукла живет ровно столько, сколько идет на сцене спектакль. Если пьеса популярна, то куклы изнашиваются, их подновляют и вновь выпускают на сцену. Интересно, что нет ни одной куклы, которая бы сыграла две одинаковые роли в разных спектаклях. Даже если завтра придумается новый спектакль с героем, кукла которого уже есть, здесь, в бутафорском цехе, среди форм для папье-маше, коробок с деталями, заготовок из поролона, начнут делать новое лицо для новой куклы, с другим характером и другой судьбой.

Из бутафорского цеха кукла попадает к конструкторам, которые наделят ее тем или иным механизмом, сделают подвижной, почти живой. А потом куклу оденут художники по костюмам из швейного цеха. Они же оденут сцену, актеров, помогут созданию декораций, и миру явится сказка.

Где живут куклы?

Конечно, есть в театре и хранилище, в котором куклы ждут своего звездного часа. Малюсенькая комнатка, где на каждом квадратном сантиметре целая сказка. Лежат, стоят, висят балерины, обезьяны, бабушки и дедушки, кони и наездники – этакая коморка Карабаса Барабаса. Кажется, что вот сейчас за нами закроется дверь и начнется тут своя, кукольная жизнь, поведутся кукольные разговоры. Вот только в хранилище живут далеко не все куклы, просто потому что не хватает места. Какая-то часть кукол в коробках и сундуках лежит, где Бог пошлет. Работники театра сетуют: «Нам бы место под склады, мы были бы счастливы». Еще театр мечтает о своем музее. Ведь театру аж 81 год, есть о чем рассказать и что показать вне сцены. Конечно, маленькое здание несет ряд неудобств, но именно эта миниатюрность зала, уютность фойе с балкончиками особенно гармонируют со звонкими голосами маленьких зрителей. И если вы все еще задаетесь вопросом «куда уходит детство», загляните в «Аистенок», оно здесь.

Источник: https://ircity.ru/articles/11551/

31.03.2016 09:57
1039

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...