3DГАУК «ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ «АИСТЕНОК» г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 32 (3952) 25-19-64, 50-59-80
Касса работает: с 10 до 14 и с 15 до 18 час. Суббота, воскресенье – с 10 до 16 час. Выходной – понедельник

Касса: (3952) 25-19-64

Автоинформатор: (3952) 50-59-80

Театр ожившей материи – в Иркутске сибирские «Карабасы-Барабасы» обсудили инновационные методы работ

ИА «Телеинформ». Публикация от 15 февраля 2016 года.

Культура

Театр ожившей материи – в Иркутске сибирские «Карабасы-Барабасы» обсудили инновационные методы работы со зрителями

В Иркутске 14-15 февраля прошла встреча директоров театров кукол, посвящённая инновационным методам работы со зрителями. Об истории объединения театров кукол Сибири и новых методах работы «Телеинформу» рассказали директор Иркутского областного театра кукол «Аистёнок» Андрей Калиниченкои руководитель литературно-драматургической части театра Ирина Гладких.

Сибирское товарищество: от Тюмени до Читы

В минувшие выходные в Иркутске прошла встреча директоров театров кукол, посвящённая инновационным методам работы со зрителями. Иркутск в качестве сегодняшнего места встречи был выбран не случайно. В прошлом году состоялась премьера спектакля «Калиф-аист» для слепых, слабовидящих и зрячих зрителей. В мае 2015 года «Аистёнок» приезжал с ним на фестиваль в Омск, а сейчас постановка послужила причиной встречи. На её основе предполагалось поговорить, как театры пробуют искать варианты работы с разными категориями зрителей. В Новокузнецке, к примеру, маленьких зрителей пробуют вовлекать непосредственно в спектакль, об этом рассказывал коллегам главный режиссёр театра Юрий Самойлов. Другие города также планировали поделиться своим опытом.

Несмотря на почти два десятка участников Сибирского товарищества, сегодня в Иркутске встретились руководители театров кукол только из девяти городов: Читы, Улан-Удэ, Кемерово, Омска, Томска, Железногорска Красноярского края, Красноярска, Новокузнецка и Братска. Кому-то тяжело добраться до Иркутска: самолет через Москву сейчас не всем по карману. У кого-то, как, например, в Барнауле, сейчас идет ремонт, реконструкция здания, а в такие моменты руководитель театр не покидает. Зато директор Забайкальского театра из Читы Александр Мусиенко после нескольких лет перерыва наконец-то сумел приехать на встречу.

Товарищество-объединение театров кукол Сибири в рамках МАСС (Межрегиональная Ассоциация «Сибирское соглашение»), в которое сейчас входят 17 театров, включая иркутский «Аистёнок», возникло в 1999 году. Высшим руководящим органом Товарищества, объединяющим руководителей театров кукол, стала творческая лаборатория. Её встречи проходили и проходят регулярно, один-два раза в год: перед началом ежегодного фестиваля театров кукол и непосредственно во время него. Деньги на них тратятся не из городского бюджета, а только те, которые сам театр зарабатывает и может выделить. Но это не такое уж дорогое удовольствие, как может показаться, отмечает Андрей Калиниченко.

Причин для его создания было несколько. Во-первых, назрела необходимость обсуждать между собой именно региональные вопросы жизни кукольных театров. Во-вторых, на таких встречах было удобно решать организационные моменты, связанные с проведением сибирских фестивалей. И такие фестивали были организованы – те, которые объединяли именно сибирские театры по определенным, совместно выработанным правилам. Кроме того, курсы повышения квалификации для артистов-кукольников и конструкторов в то время проводились только в Москве и достаточно редко, а потому возникла идея попробовать решить эту проблему на региональном уровне. Получалось это делать не так часто, как хотелось бы, но даже редкие учёбы стали неплохим подспорьем для сибирских театров.

Например, одним из сравнительно недавних таких событий стали мастер-классы для художников и конструкторов театра, которые состоялись в рамках VI Регионального фестиваля театров кукол «Сибирские кукольные игры» в Томске в 2012 году. Кроме того, в конце января 2016 года на базе Омского театра кукол прошли трёхдневные курсы повышения квалификации для руководителей литературных частей и пресс-служб театров. От «Аистёнка» туда ездила Ирина Гладких.

Сами встречи проходят довольно неформально, без докладов и строгого регламента, говорит Андрей Калиниченко. Руководителям театров важнее свободно поговорить друг с другом, обменяться новостями, методами работы со зрителем. В конце каждой встречи обязательно намечается место следующего сбора. В следующем году, возможно, им станет Улан-Удэ: Баирма Дашидоржиева, директор Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр», упомянула, что они у себя планируют восстановить фестиваль «Путь кочевника», который проходил до этого в 2007 и 2012 годах.

Театр ожившей материи

Идея создать аудио-тактильный спектакль появилась несколько лет назад, когда Юрий Уткин, главный режиссёр театра «Аистёнок», на одном из фестивалей в Европе увидел такую форму постановки. Он познакомился с Каролиной Жерните, режиссёром из Литвы, которая сама разработала этот метод. Несколько таких её постановок есть в Европе, одна в Московском театре кукол – «Майская ночь» по Николаю Гоголю, – и одна шла в 2014 году в театре кукол Набережных Челнов.

Готовили иркутский спектакль около двух лет. «Аистёнок» в 2013 году выиграл грант творческого объединения «КультПроект», благодаря чему Каролину Жерните смогли пригласить в Иркутск, причём дважды, рассказывает Ирина Гладких. Сначала она просто провела мастер-классы для иркутских актёров: водила их по городу с завязанными глазами, чтобы они почувствовали, каков мир незрячего человека, показывала, как разными средствами можно создать ощущения. А через год они совместно с Юрием Уткиным сделали эту постановку.

Новые ощущения для себя могут открыть также и зрячие зрители, которым на время спектакля завязывают глаза. Специально для незрячих зрителей и их особенностей восприятия спектакли почти никогда не ставились, и вот в прошлом году у иркутян появилась такая возможность. Обычно для слабовидящих и слепых зрителей играют, но как в радиотеатре: те, кто приходит на спектакль, просто не смотрят его, а слушают. А в постановке «Калиф-аист» во главе угла – именно воздействие. Актерам нужно донести сказку не только через тексты, которые они рассказывают, но и через прикосновения: они на протяжении всего спектакля разными средствами создают ощущение природных материалов. Если это лягушка, то она противная, скользкая, если собака, то вот она пришла и мокрым носом ткнулась, – словом, всё по-настоящему. Перед началом спектакля зрителей кормят восточными сладостями, для создания атмосферы используют благовония – в ход идёт всё. Даже при помощи движений можно создать массу разных ощущений. В центре сцены оборудованы маленькие карусели, сидя в которых, зрители могут представить, что пробираются через густой лес, когда актеры прикасаются к их лицам ветками деревьев и раскачивают эти карусели.

«Аистёнок» за последние годы очень изменился: актёры работают на другом уровне, куклы получаются даже не совсем куклами, а предметами театра ожившей материи. Сейчас в России всего два театра, в которых есть постановки для незрячих и слабовидящих зрителей – Московский театр кукол и иркутский «Аистёнок».

Источник: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:vtOq8v0xsy0J:i38.ru/kultura-kommenti/teatr-ozhivshey-materii-v-irkutske-sibirskie-karabasi-barabasi-obsudili-innovatsionnie-metodi-raboti-so-zritelyami+&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
17.02.2016 17:22
1312

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...