3DГАУК «ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ «АИСТЕНОК» г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 32 (3952) 25-19-64, 50-59-80
Касса работает: с 10 до 14 и с 15 до 18 час. Суббота, воскресенье – с 10 до 16 час. Выходной – понедельник

Касса: (3952) 25-19-64

Автоинформатор: (3952) 50-59-80

Портрет на фоне «Аистенка»

Портрет на фоне «Аистенка»

Мы условились по телефону о встрече с директором кукольного театра Андреем Калиниченко. Был повод. Недавно он отпраздновал 60-летний юбилей, во что верится с трудом, потому что он всегда молод, приветлив, активен и жизнерадостен, даже если случаются неудачи. Но таков его жизненный принцип: оставаться молодым и несмотря ни на что «быть в позитиве». Слово «отпраздновал» мало применимо к нему, он страшно не любит привлечения внимания к себе, всю эту мишуру, суету по поводу юбилеев, дней рождений, их не отмечает и проводит эти даты в рабочем режиме, считая, как говорил один небезызвестный чеховский персонаж: «Дело надо делать, господа, а не праздностью заниматься…». Поэтому ход разговора я примерно представляла себе: буду уговаривать встретиться, он — извиняться и ссылаться на занятость. «А вот если не обо мне, — добавил Андрей Николаевич, — а о нашем театре поговорить, тогда другое дело». На том и порешили: я буду задавать ему вопросы о его любимом «Аистенке», а уж через театр откроется и проступит, надеюсь, личность директора.

— Как возник ваш театр? Расскажите о его истории, может, не все знают?

— Нашему театру исполнилось 80 лет. Первая группа кукольников, путешествуя по стране и останавливаясь во всех крупных городах, приехала в Иркутск из Москвы в 30-х годах прошлого века на гастроли. Был такой театр детской книги имени Артемия Халатова. Сейчас это, насколько я знаю, областной московский театр кукол. В те годы поголовной безграмотности населения, особенно сельского, нужно было нести людям знания, агитировать их учиться, всячески объяснять пользу обучения и любовь к книге. Поэтому средствами театра агитировали и просвещали. Большое внимание уделялось детской литературе.

Агитационный кукольный театр имени Халатова, отработав в Иркутске свои гастроли, дальше отправился в Улан-Удэ, потом в Читу, но часть декораций и костюмов они оставили в Иркутске. Это происходило в здании старого ТЮЗа, тогда там находился ТРАМ — театр рабочей молодежи, как тогда назывался ТЮЗ. Видимо, успех московских кукольников «вскружил голову» местной творческой передовой и активной молодежи, и они решили на материальной базе, оставленной им москвичами, открыть свой местный кукольный театр. Это произошло в 1934 году, а в январе 1935 года артисты уже сыграли первый спектакль. И этот год мы взяли для себя за точку отсчета образования иркутского театра кукол. Он прошел большой путь, было много разных реорганизаций, но театр выстоял, остался жив, и к тому времени, как я пришел в этот коллектив работать, он находился на улице Горького, занимая всего четыре комнаты, где мы репетировали. Ни своего здания, ни сцены театр не имел, поэтому «безвылазно» гастролировали по области.

— А вы когда пришли в «Аистенок»?

— В 1979 году молодым педагогом, окончив исторический факультет госуниверситета. Вообще в детстве я ходил во Дворец пионеров, занимался в кукольном кружке, мне все это было интересно, театр я любил, именно кукольный. И когда надо было делать дипломную работу, я, как большой лодырь, решил делать то, что мне близко, и стал писать работу по истории Иркутского театра кукол.

Когда я пришел в театр, его директором был потрясающий человек, большая и интереснейшая личность, профессионал — Валентин Николаевич Каргополов. Он не просто любил свой театр, свое дело, он жил этим. У нашего театра за всю его историю было всего три директора, я, собственно, являюсь третьим. Много лет возглавлял его С.М. Олейников, а администратором у него был Каргополов, потом Олейников, будучи уже в преклонных годах, передал театр Каргополову, это было сразу после войны. В свою очередь Валентин Николаевич передал директорство мне, когда стал плохо себя чувствовать, возраст давал о себе знать. Я тогда работал администратором, заделывал большие гастроли по БАМу, Камчатке, Сахалину. Еще до моего директорства ставился вопрос о здании. Валентин Николаевич давно этот вопрос пробивал. Шли разговоры, но до поры ничего не решалось. И вот наконец-то в 1984 году мы получили здание бывшего кинотеатра «Мир», в котором и находится сейчас театр «Аистенок».

Но в том виде, каким оно нам досталось, мы не могли его эксплуатировать, нужно было приспособить его под театр, была необходима реконструкция. Она шла быстро, за год ее сделали, но не полностью. Мы открылись с условием, что здание будут дорабатывать. Потом еще раз закрывались на полгода, чтобы довести реконструкцию до ума: сделать внутренние балконы, которые позволили бы связать административную часть с актерской, сделать ее более уютной. Большая часть спектаклей, идущих сегодня, поставлены уже для этой, реконструированной сцены, хотя есть спектакли, которые были поставлены еще на улице Горького, когда театр был там. Например, «Сладкий родник», «Сокровище Бразилии».

Вообще, репертуар у нашего театра огромный — на сегодня 33 спектакля. Сюда входят и старые, много лет живущие, но востребованные зрителем, и новые. Во-первых, в старых спектаклях живет дух старого театра, его атмосфера, в них работают актеры, ветераны, которые пришли молодыми и отдали этому театру всю свою жизнь, поэтому мы просто не имеем права их списать.

— А какая численность труппы на сегодняшний день?

— 18 человек. Могли бы пригласить еще, но не имеем возможности обеспечить актеров жильем, и это главная проблема. Недавно приняли талантливого парня, приходится снимать квартиру. Сами знаете, жилье дорогое, для театра просто разорение. Но ничего не поделаешь, не пополнять, не освежать актерские кадры тоже нельзя. В кукольных театрах мужчины-актеры всегда были дефицитом, а хорошие — вдвойне. Тем более не так часто они к нам приходят. В 2005 году к нам пришла замечательная когорта выпускников нашего театрального училища, со временем кто-то уехал искать счастья в других краях, кто-то остался и работает.

Наш главный режиссер Юрий Уткин — очень востребованный, интересный, толковый, умный, фонтанирующий идеями. Его часто приглашают на постановки в другие театры. Только что он вернулся из Алма-Аты. Хочется, чтобы человек пустил здесь корни, для этого нужно решать вопрос с жильем, и не временным, как сейчас, а постоянным, не так много у нас хороших специалистов, но пока… Не умеем мы ценить людей, а когда они уезжают, начинаем сожалеть.

— В вашем театре атмосфера тепла, уюта, это чувствуешь с порога, где зрителю, и маленькому и взрослому, комфортно, а ее ведь невозможно сымитировать, она подлинна, искренна. В такой дом всегда хочется вернуться.

— Мы создаем ее вместе, коллективно. Одному ее создать невозможно. Хорошо, что такое ощущение есть. Это было одной из идей – моих и моего учителя и большого друга, главного режиссера тех времен, когда мы строили свой театр, Устинова Людвига Григорьевича. Когда мы открывали здание театра в 1985 году, то хотели главного — создать Дом. Мы об этом говорили у себя в коллективе, не насаждая, не приказывая. Все это потихонечку создавалось, по шагам. С годами «надышали» атмосферу — это то, что не потрогаешь, не увидишь, но это есть.

Конечно, как у всех, бывают ошибки, непонимание. Главное, чтоб не было злости, не было внутренней агрессии. Мы стремимся, чтобы всем работающим здесь было уютно, чтобы зрителям было хорошо. А категория зрителей у нас непростая — дети, которые воспринимают спектакль на своем уровне, и их родители, у которых свое видение. И надо создать баланс, чтобы было понятно и доступно и родителю, и ребенку.

А еще меня один вопрос беспокоит. Умом понимаю, сердцем принять не могу. Что происходит с нашими учительскими кадрами? Их тоже загнали в какую-то определенную образовательную ситуацию, заформализовали отчетами, бумагами какими-то. Учитель должен дать знания, но не только, с учителя сняли то, что он должен еще и воспитать человека. Конечно, в первую очередь семья, но и учитель тоже.

Я парень из второго Иркутска, родился и жил там. Это сегодня кажется — рядом, а в 60—70-е годы от нас до Иркутска ездили старые раздолбанные пазики, в которых зимой был страшный холод, но наша учительница, которая возила нас в цирк, в театры, в планетарий, была с нами всегда и везде. Это было ей самой интересно, и этим она разжигала интерес в нас.

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой

Окончание следует.

Источник: http://baikvesti.ru/new/portrait_on_the_background_of__the_stork_

27.10.2015 15:39
1174

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...